Как беседовать с детьми о новостях
Создание адекватного восприятия новостей у детей
Дети младшего возраста могут не отличать вымысел от фактов. Уже с 8–9 лет они принимают телевизионные передачи как реальность. Некоторые детишки могут беспокоиться о происшествиях, описанных в новостях, принимая их близко к сердцу. Это может вызывать у них тревогу и мысли о том, что такое может случиться и с ними: «Пожалуй, это может произойти со мной», «Как бы не оказаться в подобной ситуации» и так далее.
Такие страхи могут появляться у ребенка, особенно если он видит репортажи о природных катастрофах. Прошли сообщения о бурях или наводнениях, и, несмотря на то, что они происходят в другом регионе, ребенку может казаться, что он тоже в опасности. Телевизионный и онлайн контент формируют эффект присутствия и поглощают все мирские беды в одну комнату, нередко преувеличенно фокусируя внимание на ужасах.
Понять, что ребёнок уже знает
Перед началом обсуждения необходимо выяснить, насколько ребенок осведомлен. Возможно, он слышал от сверстников о событиях, но не знает всех подробностей. Ваша задача – прояснить для него контекст, рассказать о причинах событий.
Возрастное соответствие обсуждений
При обсуждении с ребенком учитывайте его возраст. Для маленьких детей возможно ограничение просмотра ТВ и интернет-ресурсов. Однако подростки продолжат получать информацию извне, поэтому обсуждать эту информацию с ними крайне важно.
Просмотр и анализ новостей вместе
Просматривайте и обсуждайте новости вместе с ребенком. Поощряйте его к вопросам — это даст ему уверенность делиться страхами, а вам — шанс дать рациональное объяснение.
Проявляйте свои чувства. Дети берут пример с некоторых из наших реакций. Если новость тревожит, поделитесь этой эмоцией с ребенком, не оставляя его один на один с переживаниями.
Аргументируйте события и эмоции
Ознакомление с мировыми событиями может создавать неприятные эмоции у ребенка. Не стоит перегружать его новостями из разных уголков мира, но важно обсуждать услышанное или увиденное в школе, чтобы помочь ему ориентироваться в информационном потоке.
Помогите ребенку осмысливать происходящее, рассказывая, как люди объединяются для борьбы с последствиями событий, например, помогая пострадавшим. Это может дать детям ощущение контроля над ситуацией и укрепить их уверенность в себе.
Рекомендации для родителей
- Регулярное обсуждение — пусть ваши беседы станут простой привычкой.
- Задавайте вопросы, интересуйтесь мнением ребенка, направляйте его к критическому восприятию.
- Избегайте слишком жестоких и неуместных сюжетов.
- Обсуждение благотворительности и помощи может окупить чувство страха.