Методы воспитания и их воздействие на детей
Исследования показывают: результативность стилей воспитания часто зависит от культурного контекста
Различные методы воспитания и их влияние на детское поведение, эмоциональное благополучие и успех в учебе многократно исследовались психологами. Общее мнение таково: подход, сочетающий заботу и любовь с разумными ограничениями, приносит наилучшие результаты для детей. Также исследователи задаются вопросом, обусловлены ли различия в воспитании культурными или этническими факторами.
Существующие стили воспитания
Методы воспитания различаются по двум основным шкалам: требовательность и отзывчивость. Выделяют четыре ключевых стиля воспитания:
1. Демократический подход
Высокий уровень требовательности сочетается с высоким уровнем заботы. Родители поддерживают ребенка, стимулируют его самостоятельность и развитие.
2. Авторитарный подход
Высокая требовательность, низкая отзывчивость. Родители выступают как строгие наставники, давление часто основано на приказах и жестких границах.
3. Либеральный подход
Низкая требовательность, высокая отзывчивость. Родители дают большую свободу действий, минимально контролируя поведение и последствия.
4. Индифферентный подход
Низкая требовательность и низкая отзывчивость. Родители мало вовлечены в жизни детей, не предъявляют серьезных требований.
Общепринято, что демократический стиль способствует академическому успеху и здоровому эмоциональному развитию детей. Однако, ученые продолжают изучать, насколько это справедливо для всех культур. Европейские и американские семьи часто выбирают авторитарные методы, но новое исследование предлагает объяснение данному явлению.
Культурные аспекты в воспитании детей
Американские исследователи стремились понять, одинаково ли стили воздействия влияют на детское поведение, психическое состояние и учебные достижения в различных культурах. Участвовали семьи из четырех культурных групп: европейской, афроамериканской, латиноамериканской и азиатской.
Выводы исследования
- Демократический стиль повышения успеваемости и снижает проблемы с поведением во всех культурных группах.
- Наибольший рост успеваемости наблюдается у детей из европейских семей, меньший — в азиатских.
- Авторитарный стиль в европейских и азиатских семьях осложняет поведение и эмоции, в латиноамериканских — только поведение.
- В афроамериканских семьях авторитарный подход не имеет столь пагубного влияния.
- Индифферентный стиль повсеместно приводит к негативным результатам.
Таким образом, демократическое воспитание признается наиболее продуктивным, тогда как авторитарный подход не столь вреден в некоторых культурах, но индифферентный стиль воспитывает негативным образом по всем аспектам.