Как стимулировать эффективное обучение детей
Неожиданные ситуации как фактор обучения
Многие родители замечают, что дети с энтузиазмом изучают что-то новое. Маленьким любознательным исследователям нравится всё неизвестное, и они стремятся познать мир, прикасаясь и исследуя новые предметы. Однако, одного лишь чувства новизны им недостаточно для понимания сложностей окружающего мира.
Американские специалисты в области психологии выяснили, что элементы новизны, которые не сходятся с пониманием детей об устройстве мира, могут значительно улучшить их обучаемость. Исследование было проведено с участием 110 детей в возрасте 11 месяцев. В ходе эксперимента изучалось, как дети воспринимают неожиданную информацию, которая ставит под сомнение их изначальные представления, такие как идеи о физической твердости или законам гравитации.
Объяснение эксперимента
Учёные предложили детям наблюдать за движением мяча. В одном случае, мяч останавливался у стены, а в другом - передвигался "сквозь стену", которая была имитацией. Одновременно звучал скрип. Именно эта "невозможность" способствовала быстрому формированию ассоциаций у детей. Результат подтвердил, что дети, наблюдавшие невероятное явление, быстрее связали звук с предметом, чем те, кто наблюдал обычную ситуацию.
Изменение звука на стук и повторный эксперимент подтвердили гипотезу: дети могут отчаянно пытаться объяснить непонятные явления, исследуя и тестируя свойства объектов. Такой подход действительно способствует усвоению новой информации.
Практические выводы для педагогов и родителей
Современные психологи утверждают, что неожиданный опыт не только помогает детям обучаться, но и стимулирует пересмотр их общего понимания о мире. Применение таких методик педагогами и воспитателями в старшем дошкольном возрасте может быть полезным, поскольку аналогичные стратегии концентрируют внимание детей на анализе и переоценке имеющихся знаний.
Продолжающаяся дискуссия и исследования
Дополнительные исследования показывают, что дети активно исследуют объекты, когда встречаются с ситуациями, которые не согласуются с их ожиданиями. В экспериментах, где, например, шарики проходили сквозь стену, дети проявляли любопытство, стуча по ним, или когда предметы "зависали" в воздухе - бросали их. Это свидетельствует о том, что дети стремятся не только видеть, но и понимать.